Критическое мышление учителя и рециркуляция языкового материала-3 (фотографии в учебнике)

В продолжение темы о критическом мышлении учителя и рециркуляции поделюсь тем, что я узнала на вебинарах  и из статей на тему использования в обучении английскому языку фотографий из учебника. При разумном подходе к иллюстративному материалу учебника у преподавателя появляется богатый инструментарий для развития у студентов различных умений и навыков. Традиционные задания по работе с фотографиями — описание, соответствие картинки и темы, расположение картинок в хронологическом порядке. 

Но есть и другие варианты работы с данным видом наглядности. 

Rachel Roberts в статье Doing something different with your coursebook (журнал English teaching professional #91, 2014, March, pp.36-37) на примере двух фото, на которых изображены дом в сельской местности и улица большого города,  описывает разные виды заданий с фотографиями. 

1. Extended speaking — ученики выбирают одно фото и  высказываются: представьте себе, что вы живете здесь / посетили это место / планируете сюда переехать / продаете этот дом как место отдыха  — опишите погоду, возможности для отдыха и осмотра достопримечательностей. 

2. Describing — описать то, чего нет на картинке, что находится вне поля зрения: что там, за горами, за долами и за синими морями…

  • "Точка зрения" —  описание картинки с позиций разных людей. Например, молодой человек рассказывает о том, как здорово жить в большом городе, а пожилой — о том, как молоды мы были и что  раньше деревья были большими, и том, как замечательно жили люди, когда на улице было спокойнее.
  • Игра "10-20 вопросов" — задать 10-20 общих вопросов и угадать, что или кто изображен на картинке: предмет, человек, ситуация-эпизод. 
  • Memory game — вопросо-ответная работа с целью выяснения, кто  и насколько хорошо запомнил детали. 

3. Roleplay — назначаются разные роли: продавцы и покупатели недвижимости, представители разных социальных и возрастных групп с различными целевыми установками. 

4. Categorisation and decision-making — описание предпочтений, кто, в каком месте предпочел бы жить и почему, определение самого дорогого / дешевого места с обоснованием и сравнение с собственным местом проживания, высказывание точек зрения за и против. 

5. Imaginative writing — мысли, надежды и фантазии человека, описание героя и его семьи, составление электронного сообщения, описание фотографа, описание того, как выглядело это место 100 лет назад; что видите / слышите / чувствуете вы если бы вы находились в этом месте…

На вебинаре Encouraging students to speak. How to be a success in the classroom (10 февраля 2015, ведущая — Н. Чекурова, Oxford) были предложены следующие вопросы для обсуждения "Моны Лизы" Л. да Винчи.

Mona_Lisa

1.    Describe her family / feelings / appearance / the thing(s) she is looking at.
2.    Describe the photographer. 
3.    What could she do if she lived now?
4.    What is she thinking about?
5.    What is the story of creation?
6.    What is the weather like?
7.    What might happen the day before?
8.    What would you say as a guide?
9.    Why is it so popular?
10.   Why is she smiling?
11.   Would you like to see this painting in your room? Why? Why not?

Olha Madilus на вебинаре Solutions Writing Challenge предлагает свои варианты использования иллюстраций на уроке по письму (смотреть с 19:50).

creative_writing

Вот здесь — презентация вебинара, слайд №20 (Creative writing).

Мои ученики-младшеклассники очень любят описывать внешний вид с использованием структуры S/he is wearing ____. She's got ___ hair. Также им нравится говорить о чувствах и эмоциях персонажей — He's brave / scared. Причем делают они это на всех иллюстрациях, которые им встречаются.
    
В Family and Friends-3 (SB, Unit 6, p. 47) в задании на аудирование нужно расставить в хронологическом порядке фотографии. В качестве lead-in я предлагаю детям следующие задания: один ученик описывает картинку, второй — угадывает номер картинки. Также мы устраиваем маленькое соревнование: поиграть в "телепатов и предсказателей" и предложить свои варианты ответов. Это облегчает восприятие аудио-текста и мотивирует учеников к более внимательному прослушиванию. 

На этапе follow-up ученики в задании "Catch a lie" должны прослушать рассказы друг друга и определить ложные утверждения. В Memory game — при закрытых книгах вспомнить как можно больше деталей: Какого цвета одеяло / ноутбук / брюки у мамы / рубашка у папы / ? Что делает? Что держит в руках? Что находится на полке? Какого цвета ваза на полке?

Уважаемые коллеги, поделитесь вашим опытом: каково ваше отношение к фотографиям в учебнике или пособии? Какие виды заданий вы даете своим ученикам? Как вы модифицируете задания, которые предлагают авторы УМК?