Критическое мышление учителя и рециркуляция языкового материала-1 (списки слов)

wordle_critical_thinkingТему статьи мне подсказала длительная дискуссия с коллегой, которая считает, что в учебнике должно быть много упражнений на развитие критических навыков, и решившаяся отказаться от одного аутентичного УМК в пользу другого, потому что в первом, по ее мнению, уделено недостаточно внимания развитию критического мышления. 

Моя точка зрения такова: в современных учебниках по английскому языку есть непаханое поле для учительского творчества именно в формировании и выработке различных навыков XXI века, в число которых входит и критическое мышление. (О навыках XXI века — читаем, например, вот здесь.) Я намеренно не называю учебники, которые послужили началом очень плодотворной и интересной дискуссии. Скажу лишь одно: это стало толчком к саморефлексии, а я сама обладаю этими навыками? Чтобы обучать этим пресловутым знаниям и навыкам, учитель сам должен ими обладать. 

Небольшое количество заданий и упражнений по теме — это еще не повод включать учебник в число "неблагонадежных". Лично для меня важны, прежде всего, фактор его аутентичности, понимание авторского замысла и необходимый минимум для семантизации и отработки.  Современный учебник физически не может вместить большое количество заданий, иначе, по меткому замечанию Rachael Roberts, он может разрастись до размеров телефонного справочника (coursebooks cannot possibly have the amount of recycling that is needed or they would be the size of telephone directories — from Of course! using a coursebook AND engaging with emergent language, Slide №34, 00:27). Rachael — автор популярных умк Real Life и Navigate (и не только), и вероятно, у нее есть основания для этой точки зрения. Видеть заложенный потенциал в материалы умк — это и есть умение самого учителя критически мыслить, оценивать, перерабатывать, (и все другие прочие умения), которые входят в иерархию HOTS & LOTS по Таксономии Блума

Что входит в материал любого учебника, пусть даже самого скучного? — Это текст и заголовки, фото-картинки-иллюстрации, упражнения и задания, списки слов, CD-Rom, текущие и финальные тесты, аудио-сопровождение и его скрипты, видео с поурочными разработками, онлайн-ресурсы. Задача учителя — уметь на основе этого моря ресурсов организовать рециркуляцию, результатом которой будет:

  • проработка системных языковых компонентов (лексика, грамматика) + произношение;
  • развитие всех четырех видов деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо);
  • вывод активного материала в речь.

Я буду говорить об экономичных по времени способах организации работы на уроке. Т.е., как можно рециркулировать имеющийся в учебнике материал при минимальных временных затратах на подготовку со стороны преподавателя. Чтобы не тратить свое драгоценное время на поиски в интернете или в своей методической копилке, на набор текста на компьютере, распечатку и разрезание на карточки. Только учитель, учебник, доска, и тетрадь учеников. Приемы, которые я применяю в своей работе, давно хорошо известны и описаны в многочисленных учебниках по методике преподавания английского языка, в книгах для учителя, в образовательных блогах и сайтах. 

Сегодня я поразмышляю на тему рециркуляции при помощи словарных списков (Wordlists). Традиционный подход — "прочитать, перевести, выучить слова из списка — завтра будет диктант". На этом, как правило, работа со списком заканчивается. Ученики к диктанту выучили слова, получили свои "заслуженные" пятерки и благополучно эти слова забыли, потому что психологическая установка была "запомнить для теста и до теста". 

Задача учителя — организовать многократное повторение лексики на уровне слова. Ведь, как нам всем давно, известно: для первичного выведения материала в актив необходимо 7-10 повторений. 

Работа со словарными списками условно делится на 3 группы (Harmer, 2012, p.150).

  1. Словообразование, произношение, spelling.
  2. Персонализация.
  3. Игры.

Задания на поиск решений (decision-making tasks):

  1. Идентификация (identification).
  2. Выбор (selecting).
  3. Подбор соответствия (matching).
  4. Классификация (sorting).
  5. Расположение по порядку и ранжирование (ranking and sequencing) (Thornbury, 2011, pp.93-94). 

Проработка словарных списков при помощи decision-making tasks дает массу вариантов заданий для рециркуляции. А она, в свою очередь, является условием когнитивной глубины запоминания слова, которая достигается именно через многократное повторение: чем больше мыслительных операций совершается с данным словом, тем высока вероятность его перехода в активную память (The more decisions the learner makes about a word, and the more cognitively demanding these decisions, the better the word is remembered, Thornbury, 2011, p. 25). 

Примеры. 

Идентификация — выбор — ранжирование.

  1. Какие слова начинаются на букву C?
  2. В каких словах есть буква D?
  3. Назови слова, состоящие только из одного/двух/трех слогов.
  4. Назови  / напиши слова в алфавитном порядке.
  5. Произнеси по буквам слово window.
  6. Назови в словах только согласные.
  7. В каких словах ударение падает на первый слог? На второй слог?
  8. Какие слова состоят из двух слов?

Персонализация

  1. Расскажи, что есть в твоем школьном кабинете: There is a cupboard in my classroom…
  2. Представь, что на картинке нарисован твой школьный кабинет. Расскажи нам о нем. — Картинку видит только один ученик. Его задача — описать картинку, а другие должны нарисовать схему кабинета или записать, что и где находится.
  3. Мои ритмические группы — к примеру, дана лексика по теме "Мой школьный кабинет" — classroom, computer, poster, cupboard, drawers, board, peg, window, pencil case. У ученика возникают проблемы с запоминанием некоторых слов. Из этого списка он выбирает трудные для него слова. Например, cupboard (прооизносит с ударением на втором слоге, произносит звук /p/) — drawers (произносит с добавочным слогом) — window (прооизносит с ударением на втором слоге) — pencil case. Учитель пишет эти слова на доске в любом порядке и называет их, придерживаясь определенного ритма, который можно продемонстрировать, хлопая в ладоши или отстукивая ритм ногой или ручкой по столу. Этот вид работы можно провести несколько раз, меняя порядок слов и ритм. (Методика разработана Carolyn Graham.)
  • _____ _____ _____ _____ 
  • _____ _____ _____ _____
  • _____ _____ _____
  • _____ _____ _____
  • _____ _____ _____ _____
  • cupboard — drawers — window — pencil case 
  • cupboard — drawers — window — pencil case
  • cupboard — drawers — window
  • cupboard — drawers — window
  • cupboard — drawers — window — pencil case

В следующих статьях я поделюсь своими идеями по организации работы с иллюстрациями (фото, рисунки, комиксы), тренировочными упражнениями и текстами. 

Коллеги! А что для вас важно при выборе умк? Какие требования вы к нему предъявляете? Как вы считаете, насколько соответствуют современные учебники запросу времени на обучение навыкам XXI века?

  1. Harmer J. "How to teach English". — Pearson, 2012. 
  2. Thornbury S. How to teach vocabulary. — Pearson, 2011. 

 

7 thoughts on “Критическое мышление учителя и рециркуляция языкового материала-1 (списки слов)

  1. Ну что сказать? Кажется наши уч. пособия отстают от жизни: learning skills где-то как-то задействованы, хотя под вопросом creative and critical thinking, а вот literacy/life skills во многих УМК отдыхают!

    А почему знания и навыки, которыми должен обладать учитель, пресловутые? О них все знают, но не все знают ЧТО это? 

    P.S. А почему ссылки уводят со страницы блога?)))))

     

    • Кажется наши уч. пособия отстают от жизни

       Наверно, это — удел учебников в бумажном формате. По определению, они будут отставать от жизни из-за стремительного развития информационного поля. Но, мне кажется, в этом-то и заключается умение учителя КРИТИЧЕСКИ ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ имеющийся в учебнике статический материал, пусть даже и немного устаревший. 

  2. Я буду говорить об экономичных по времени способах организации работы на уроке. Т.е., как можно рециркулировать имеющийся в учебнике материал при минимальных временных затратах на подготовку со стороны преподавателя

    Оказывается, у этого подхода есть свое название: NTP — no teacher preparation. Об этом я прочитала  в статье Marjorie Rosenberg The learner as a creativity resource, которая опубликована в сборнике Creativity in the English language classroom (p.124). А вот здесь можно почитать интервью с самой Marjorie — http://thecreativitygroup.weebly.com/blog/interview-with-marjorie-rosenberg

  3. Идеального УМК не существует, наверное. Думаю, что современные учебники довольно хорошо проработаны. Вопрос в другом: может ли учитель работать по ним, легко ли переходит на другие, видит ли сильные и слабые стороны учебника? Часто слышу негативные отклики на учебники от коллег, спрашиваю- что же лучше всего и почему? А в ответ: «Самый лучший…, т к по нему привычней работать!» Какое ж тут креативное мышление у детей, если учитель без такового…)

    • Галина, большое спасибо за отклик!

      Согласна с Вами. Я тоже считаю, что "идеальный УМК" — это, своего рода, философский камень, поиски которого могут продолжаться бесконечно. В этом мире нет ничего идеального, тем более в таком непростом деле, как создание учебника, который удовлетворит запросы любого учителя. Наверно, поэтому в последнее время становится популярным Dogme teaching

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.