Критическое мышление учителя и рециркуляция языкового материала-2 (тренировочные упражнения)

tasks_2В предыдущей статье о рециркуляции языкового материала я говорила об организации работы со списками слов. Сегодня речь пойдет о том, как можно использовать материал из тренировочных упражнений. Ученики делают тонны письменных заданий на закрепление вокабуляра и грамматики: раскрытие скобок, подбор нужной формы, вычеркивание лишнего, и т.д. Как правило, схема стандартная: сделали упражнение, проверили, получили оценку , и все, на этом — конец, благополучно забыли про него. Хорошо, если ученики самостоятельно выполнили, а может, и списали из ключей, которые сейчас очень легко найти в Интернете. 

Но есть простые, но очень эффективные способы рециркуляции материала из таких тренировочных заданий. Об одном из них я прочитала в статье Oh-so-easy story activity (phrasal verbs and narrative tenses. Здесь речь идет про отработку предложений с фразовыми глаголами, которые написаны на карточках. Моя же  идея — использовать  слова, словосочетания, предложения из тренировочных упражнений для дальнейшей рециркуляции.

За основу я взяла задание на закрепление фразовых глаголов из учебника Solutions Intermediate (2nd edition), тема — Separable phrasal verbs (фразовые глаголы с отделяемыми частицами).

Исходные предложения из упражнения:

  1. My mum gave her job up last month.
  2. I'd like to set a business up when I leave school.
  3. The company laid off twenty workers.
  4. The manager decided to close the factory down.
  5. Please fill in the application form.
  6. The teacher gave out the exam papers.
  7. Will you put away your things, please?
  8. We worked the answers out by ourselves.

Пример 1. Крестики-нолики. Задание можно выполнять в парах или мини-группах.

  1. Крестики-нолики — решетка 3х3 — в каждую клеточку вписывается предложение из упражнения. Задание — вставить нужную частицу.
  2. Крестики-нолики — решетка 3х3 — в каждую клеточку вписывается только частица — up — in — out — off — away — down. Задание — вспомнить предложение из упражнения.
  3. Крестики-нолики — решетка 3х3 — в каждую клеточку вписывается только глагол — give — sit — lay — close — fill — give — put — work. Задание — сказать фразовый глагол полностью, т.е., с какой частицей сочетается данный глагол, и вспомнить предложение из упражнения.
  4. Крестики-нолики — решетка 3х3 — в каждую клеточку вписывается существительное, с которым сочетается фразовый глагол: a job — a business — workers — the application form — the exam papers — the things — the answers. Задание — вспомнить предложение из упражнения. Составить вопрос к данному слову.

temauroka_wordle_phrasal verbsПример 2. В основе заданий этого типа — словарные дефиниции (dictionary definitions).

  • Учитель или ученики заранее выписывают дефиниции фразовых глаголов из толкового словаря. В моем примере я выписала их из Oxford Learner's Dictionaries.

  1. to work something out — to calculate something.
  2. to put something away —  to put something in the place where it is kept because you have finished using it.
  3. to fill something in —  to complete a form, etc. by writing information on it.
  4. to close something  down —  if a company, shop/store, etc. closes, or if you close it, it stops operating as a business.
  5. to lay somebody off — to stop employing somebody because there is not enough work for them to do.
  6. to set something up —   to create something or start it.
  7. to give something out — to give something to a lot of people.
  8. to give something up —  to stop doing or having something.
  • Далее задание выполняется в парах. Один ученик читает дефиницию, его напарник должен назвать фразовый глагол. Затем они меняются заданиями.

  • Задание для выполнения в мини-группах по три человека. Первый ученик зачитывает предложение на английском языке. Второй дает его эквивалент на русском языке. Третий студент перефразирует исходное предложение, используя дефиницию на английском языке.

Пример 3. Задание "Соседи" направлено на понимание лексической сочетаемости фразовых глаголов с другими словами. Какие другие слова в позиции дополнения могут сочетаться с фразовыми глаголами? Какой глагол из списка может сочетаться только с одушевленными существительными (to lay off)?

  1. to close down + a factory / shop / school / clinic / newspaper.
  2. to put away + things / toys / clothes / dishes / books / the car.
  3. to lay off + workers / people / teachers / employees.

Пример 4. Reverse Reading and Writing. Эту замечательную идею я увидела в TeachingEnglish (British Council). Учитель говорит, что на уроке они должны были читать / писать интересную историю, но вот незадача, забыл принести ее на урок. Но зато есть вопросы на проверку понимания прочитанного (comprehension questions). Ученики пишут свои ответы на заданные вопросы, потом сравнивают и обсуждают. Разумеется, учителю нужно самому заранее составить текст тренировочного задания.

Вот, к примеру, какая история получилась у меня. — My Uncle John worked at a factory. But one day the manager decided to close it down, that is why the company laid 20 workers off. One of them was my Uncle John. After that he decided to set up a business, so he went to the town hall to ask for a loan. He filled in the application form, went to the interview, and now he is a happy business owner.

Comprehension questions

  1. What did the manager decide to close down?
  2. How many workers did the company lay off?
  3. What did my uncle decide to set up?
  4. Why did he go to the town hall?
  5. What did he fill in there?
  6. Is he a happy business owner now?

Пример 5. Условное название этого задания: Fortunately — unfortunately // Luckily — unluckily" (К счастью — к сожалению). Про этот способ я прочитала у Jackie Bolen (Fortunately/Unfortunately Speaking and Listening Activity.) Нужно составить цепочку предложений, используя материал из упражнения.

Возможный вариант:

  1. A: Unfortunately, the company laid off twenty workers.
  2. B: Fortunately, my mum gave her job up last month because  she wanted to set her business up. 

temauroka_recirculation_phrasal verbsВот так я использую тренировочные задания. Вид дополнительной отработки зависит от языкового материала, лексика-грамматика-произношение. Уважаемые коллеги, поделитесь вашим опытом: как вы работаете с упражнениями из учебников, лексических и грамматических пособий?

 

 

Комментарий о “Критическое мышление учителя и рециркуляция языкового материала-2 (тренировочные упражнения)

  1. Pingback: Критическое мышление учителя и рециркуляция языкового материала-4 (игры и задания) — Тема урока

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.